Республика Крым, г. Алушта, поселок Утес, улица Гагариной, 5
Отдел бронирования: + 7 (978) 978 12 12, +7 (978) 978 34 34

Дворец княгини Гагариной

Великолепный дворец возведён по заказу княгини Гагариной в начале 20 века. Для этого был приглашён архитектор Высочайшего двора Романовых и их друзей – Н.П.Краснов. Знаменитый архитектор сам приезжает в Кучук-Ломбат, выбирает место для дворца, следит за ходом строительства. Замок, выполненный в стиле модернизированной древнегерманской архитектуры, удивительным образом вписывался в окружающую его природу. Здание спроектировано из расчёта на круговой обзор, поэтому все фасады тщательно отделаны. Основание стен и фундамент выполнены из диорита – камня твёрже гранита, доставляемого в Кучук-Ламбат на барже и волами от места его добычи у Аю-Дага.

 
Кучук-Ламбат. Вид на дворец княгини Гагариной и мыс Плака

Над центральным входом во дворец размещён родовой дворянский герб Гагариных. Фигуры рыцарей, держащих щит, выражают исторические традиции владельцев. Одетые в доспехи каменные рыцари и щит в их руках сим­волизируют защиту древнего рода. В глубь веков уходит ро­дословная князей Гагариных. Их родовое древо – дуб, от князей Стародубских, поэтому на всех гербах рода изображено это дерево. «Гербы князей Гагариных и Хилковых, совершенно между собою сходные, име­ют в сердце щита золотой щиток с изображением на нем дуба, на поверхности видна княжеская корона с выходящей рукою в латах и с мечом, вверх подъятым, а у корня дуба - медведь. Затем в четверочастном щите первая и четвертая части цвета голубого и имеют: первая - изображение облаченной в «лап руки с подъятым» вверх мечом, а последняя - дерево и идущего от него вправо черного медведя. Вторая и третья части, в серебряном поле: правая — старого дуба а вторая - крепости красноте цвета».


Родовой герб Гагариных над входом во дворец

Архитектор постарался гармонично вписать здание в окружающее пространство. Этому способствует и сложная кровля, покрытая ранее глазурованной черепицей, привезённой из Франции. Отражаясь в зеркально-красной черепице, солнце создавало неповторимую игру света. Это создавало незабываемый образ особенно для тех, кто проплывал морем мимо имения Гагариных. Замок имеет вертикальную центральную ось, ясно выделенную порта­ лом, балконами, пиноклями, башнями и треугольника­ ми щипцов, завершенными изящной ступенчатой формой.

Высокие крыши и щипцы, торцовая ориентация здания восходили к древним традициям германской архитектуры периода готики. Выразительность композиции достигается высокими зубчатыми башня­ ми, ажурными парапетами балконов, сложным оформ­лением крыши.

При входе в замок с восточной стороны - по диоритовым ступенькам (их сегодня оста­лось только 2 из 6) обращает на себя внимание входная дверь н красного дерева - тиса, чувствуется незаурядное мастерство зодчего. За дверью - небольшой уютный тамбур божественной работы и полы ажурной мозаики, привезенной из Германии. Внутренняя планировка дворца смешанная - анфиладно-коридорная. Декоративное убранство интерьера (резьба по дереву и лепнина) представляет художественную ценность. Особенно примечателен двухцветный зал-холл - основная достопримечательность интерьера, рассчитанная на эффект. Плоскости стен и потолок разбиты на геометрические фигуры с выделенной центральной частью. Она обогащена орнаментальными композициями из виноградных листьев с колосьями. Композиции геральдических мотивов покрывают поверхность верхнего яруса зала. Леиной декор, выделенный белым и бронзовым цветом, когда-то имел другие тона. Через огромное окно прямоугольной формы из цельного венецианского стекла лился большой поток света, создавая неповторимый эффект светло-голубого фона зала в сочетании с позолотой, выделяя парадную лестницу из белоснежного мрамора, привезенного из Франции.

Вдоль лестницы в нишах подковообразной формы, обрамлен­ных полными наличниками с полочкой внизу, были изображены лики 12-ти святых апостолов. В период борьбы с религией в 20-х гг. великолепные росписи святых закрасили и забелили. Несмотря на это, сильные краски проступали в нишах многие годы, но их с усердием продолжали закрашивать вплоть до 1960 г. Из стены под лестницей вытекал источник по желобам в резервуар, установленный у основания фонтанчика. В летний зной в холле всегда было прохладно, в плеск воды придавал живительной силы. Холл освещала огромная люстра из хрусталя (вывезена немцами во время Великой Отечественной войны). Из холла влево ведёт эффектно оформленная дверь, обрамлённая наличником с замковым камнем в виде львиной головы. Над дверью – картуш, изысканно украшенный цветами. Интерьер был обогащен двумя каминами, паркетными полами, деревянными панелями и огромными венецианскими зеркалами. До наших дней сохранились две дверные ручки с внутренней стороны тамбурной двери.

Дворец княгини Гагариной

На южном фасаде замка, под родовым дворянским гербом, на выбитой из камня ленте слова на латинском языке гласят: «В древности – сила». Князья древнего рода больше гордились своей родословной, нежели богатством. По обе стороны от герба растут огромные пирамидальные кипарисы, посаженые в 1938 году. Восточную и западную стены замка украшает вьющийся дикий виноград Виче, в августе появляются ма­ленькие, неразвившиеся грозди. Зимой листья опадают, и оголяются переплетенные ветви, словно вросшие в каменные стены. Все фасады замка отделаны керамической итальянской плиткой желто-охрового цвета. Отделка стен плиткой требо­вала больших мастерства, точности и выдержки.

В 1907 г., когда замок был почти готов и велись отделочные работы, роспись, княгиня Анастасия Давидовна умирает на руках своей племянницы Елены Яковлевны в белом доме. Ей княгиня завещала оставшееся имение Кучук-Ламбат.

Экскурсии по территории имения княгини Гагариной проходят ежедневно. Вы узнаете интереснейшую историю местности под названием Кучук-Ламбат, познакомитесь с родом князей Гагариных, посетите мыс Плака и полюбуетесь архитектурой дворца в сопровождении опытных гидов-краевеодов.

Назад